Споры не утихают: откуда пошла традиция праздника Лиго
В Риге на Домской площади открылся традиционный Травяной рынок
© SputnikПодписаться
Не менее века пуристы, лингвисты и другие знатоки народных традиций ломают копья по поводу “праздника Лиго” – некоторым любителям его праздновать это название режет ухо и кажется неприемлемым РИГА, 23 июн — Sputnik. Закрепилась легенда, будто его в бурной молодости придумал выдающийся латышский фольклорист и композитор Эмиль Мелнгайлис, о чем потом сам жалел.В соцсетях накануне Янова дня каждый год появляются посты по поводу того, что “праздник Лиго” (Līgosvētki) – это загрязнение латышского языка и такого праздника якобы вовсе нет. Есть “День трав” (Zāļu diena) и “Вечер трав” (Zāļu vakars) – 23 июня, а потом Янов день (Jāņi, Jāņu diena) – 24 июня. “Лиго” – это всего лишь припев к праздничным песням, в честь него праздник называться не может.
Как безопасно праздновать Лиго21 июня, 10:24Надо отметить, что в позапрошлом веке, когда родился Эмиль Мелнгайлис, часть латышей считала, что Янис – нелатышское имя, оно ассоциировалось с упоминаемым в Библии Иоанном Крестителем (его превратили в Яниса остзейские немцы-пасторы). А вот в наши дни лингвисты придерживаются мнения, что Янис – вполне себе латышское имя, по происхождению родственное слову jāt (ехать верхом), и что в основе его значения лежит понятие “пришелец”, “тот, кто приходит и уходит”, оно мифологически связано со сменой времен года.
В конце XIX века, когда Мелнгайлису было всего 16 лет, название “праздник Лиго” уже было в ходу в латышском языке. Оно встречается на страницах одной из главных латышских газет того времени – Baltijas Vēstnesis. В 1930-е словосочетание “праздник Лиго” тоже широко употреблялось параллельно Янову дню и Дню трав. В частности, в 1939 году академическая газета Studentu Dzīve опубликовала очерк “Праздник Лиго – объединитель латышей” (Līgo svētki – latviešu vienotāji). Можно было бы допустить, что в 1939-м, возможно, не умели правильно использовать термины в каком-нибудь листке, печатающем провинциальные сплетни, но не в столичном академическом издании! Одним словом, сколько латышей, столько и мнений. Есть и те, кто уверен, что название “праздник Лиго” ввели в 1945-м или в 1947-м. Впрочем, и при немцах в 1940-е газеты выходили с заголовками, в которых упоминается “праздник Лиго” (например, даугавпилсская ежедневная газета Daugavas Vēstnesis за 24 июня 1942 года). Правда, и тогда была полемика по поводу “неподходящего” названия, но тогда критиков не устраивало не “Лиго”, а “праздник”: дескать, древним латышам не было известно такое понятие, и надо говорить “времена” (laiki) вместо “праздник” (svētki). Так как сведения о том, как в древности называлось время летнего солнцестояния, отсутствуют, главнее все же, каково содержание праздника, а не его название. В народной речи несколько праздников называются “неправильно” – не так, как указано в официальном календаре. Например, вторая суббота июля – “День праздника моря”, а его называют “Днем рыбака” или “Праздником рыбака”. Также 4 мая – День восстановления независимости Латвии – часто называют “Праздником белой скатерти”.
ФотоДубовые венки, Янов сыр и песни: Латвия празднует Лиго23 июня 2023, 12:21Откуда же взялось загадочное “Лиго”, которое присутствует и на знамени первого латышского Праздника песни? Оно никак не связано с Яновым днем. На знамени вышито поклонение богине Лиго, или Лиге – древнелатышской богине веселья и дружбы. Жрец в белых одеждах стоит у алтаря под дубом, держит в руке дубовую ветвь и приносит жертву Лиге, чтобы звучали песни.
Впрочем, в сложном и местами запутанном древнелатышском пантеоне Лига – не самая заметная из богинь, ее происхождение не слишком хорошо изучено. Впервые о ней рассказал остзейский немец, писатель и публицист Гарлиб Меркель. Есть предположение, что это попросту выдуманное божество, но это вовсе не повод отказываться от праздника Лиго.